Конспект открытого занятия в подготовительной группе

 Конспект открытого занятия

В подготовительной группе

 

Воспитатель

2 квалификационной категории

Бондина Наталья Владимировна

 

Тема: «История куклы»

 

Программное содержание 

1. Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное

 самовыражение при выполнении разнообразных поделок с использованием ниток. 
2. Формировать у детей творческие способности в создании кукол-оберегов. 
3. Закреплять умение скатывать ткань, умение наматывать нитки на картон,

соблюдая плотность наматывания.
4. Продолжать упражнять в умении завязывать узелки. 
5. Совершенствовать мелкую моторику. 
6. Обогащать речь детей с помощью пословиц и поговорок о труде. 
7. Расширять словарный запас: оберег, кувадка, лихоманка. 
8. Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда. 

Предварительная работа: 

1. Занятия на тему «История тряпичной куклы», «Кукла – оберег», «Лекарственные растения». 
2. Чтение книги И.Рюминой «Куклы наших бабушек». 
3. Рассматривание иллюстраций «Происхождение ниток». 
4. Заучивание пословиц и поговорок о труде. 

Оборудование: 
1. Нитки шерстяные, разноцветные, хлопковые. 
2. Ткань белая квадратной формы20х20, прямоугольной формы 30х75. 
3. Цветные лоскутки для украшения изделий. 
4. Ножницы.

 

Занятие

Воспитатель: Дети, я получила письмо, послушайте (читает письмо):

«Дорогие ребята! Я узнала, что вы в детском саду изучаете историю кукол

и учитесь делать их своими руками.

Приглашаю Вас в гости – посетить мою выставку кукол». 
А кто нас приглашает – это секрет!

Вы хотите посетить выставку и познакомиться с тем, кто нас приглашает? 
Дети: Хотим!!!!. 
Воспитатель: Давайте сходим на выставку и полюбуемся разнообразием кукол. 

Дети с воспитателем идут в изостудию. В дверях их встречает Кукла-живая рука. 

Кукла - живая рука: Дети, вы хотите узнать, кто я такая? 
Дети: Да!!! 
Кукла - живая рука: Я – Кукла - живая рука.

Я умею здороваться, хороших детей я могу пожалеть,

непослушных – поругать. А еще могу я станцевать! 
(под музыку выполняет движения, дети за ней повторяют) 
Кукла - живая рука: А теперь приглашаю вас посетить мою выставку кукол.

Давайте рассмотрим с вами какие тут есть куклы.

 (Показывает куклу из соломы ) Какая это кукла? 
Дети: Соломенная, потому что сделана из соломы. 
Кукла - живая рука: А эта из чего? 
Дети: Из дерева – она деревянная. 
Кукла - живая рука: Какие еще бывают куклы? 
Дети: Пластмассовые, фарфоровые, глиняные, тряпичные, резиновые, бумажные. 
Кукла - живая рука: Эти куклы сделаны на различных

фабриках по изготовлению игрушек.

А еще бывают куклы самодельные, посмотрите, какие куклы

 сделали своими руками воспитателей и родителей! 
Все эти куклы современные, а вы, я слышала, изучали историю

 возникновения кукол, и даже сами учились их делать.

Расскажите, из чего делали самые первые куклы в Древней Руси? 
Дети: (показывают куклу из золы) 
• Самые первые куклы делались из золы. 
• Брали золу из очага и смешивали ее с водой. 
• Потом скатывали шарик, сушили и к нему прикрепляли юбку. 
• Такую куклу называли Баба – женское божество. 
• Этой куклой не играли, она была оберегом и ее передавали от бабушке к внучке. 

Кукла - живая рука: А что такое ОБЕРЕГ? 
Дети: Оберег – это предмет, который оберегает человека

 от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом. 
Кукла - живая рука: А из чего еще делали кукол в Древней Руси? 
Дети: Из дерева, но такими куклами тоже не играли.

Женщина давала куклу мужу, когда тот уходил на

 войну или в дальнюю дорогу.  Она охраняла его и напоминала о доме. 
Кукла - живая рука: А вы знаете, еще женщины делали кукол

из стриженых волос, складывали их в мешочек

 и клали эту куклу около больного, чтобы он быстрее выздоравливал. 
Кукла - живая рука: Дети, а что вы знаете про куклу – стригушку? 
Дети: Такую куклу делала из травы мать, работая в поле, что бы ребенку было чем играть. 
Кукла - живая рука: А какую траву добавляли, чтобы кукла приносила пользу? 
Дети: Лекарственные: зверобой, подорожник, пижму, клевер, ромашку, медуницу, мяту… 
Воспитатель: на Руси умели не только делать куклы, но умели отдыхать и играть в разные игры.

Вот была такая игра – Маланья. Давайте покажем. 

Физминутка 

У Маланьи у старушки
(хлопки в ладоши) 
Жили в маленькой избушке 
(сложить руки углом, показать избушку) 
Семь сыновей.
(показать семь пальцев) 
Все без бровей,
(очертить брови пальцами) 
Вот с такими ушами,
(растопырить ладони, поднести к ушам) 
Вот с такими носами,
(показать длинный нос двумя растопыренными руками) 
Вот с такими усами,
(очертить пальцами длинные «гусарские» усы) 
Вот с такой головой,
(очертить большой круг вокруг головы) 
Вот с такой бородой.
(показать руками большую окладистую бороду) 
Они не пили, не ели
(одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – ложку») 
На Маланью все глядели,
(держа руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами) 
И все делали вот так…
(ребенок показывает любое движение). 

Кукла - живая рука: Как много вы знаете об истории изготовления кукол,

а показать как делают самые простые куклы – обереги вы можете? 

Воспитатель: Дети, давайте вспомним из чего мы с вами делали кукол. 

Дети: из шерстяных ниток, из ниток ириса, из ткани… 

Воспитатель: А теперь давайте покажем всем, какие куклы вы умеете делать.

 Но сначала разогреем наши пальчики. 

Пальчиковая гимнастика 

Наша куколка гуляла
(шагают по столу средний и указательный пальчики) 
И играла, и плясала,
(шагают по столу безымянный и средний пальчики) 
До чего ж она устала -
(шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики) 
Забралась под одеяло.
(ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее) 


Дети садятся на места. Во время работы проговаривают пословицы о труде.

 По окончании работы дети рассказывают о своих куклах. 

Кукла – живая рука их хвалит, дарит бумажных кукол и говорит:

 «Костюмы для этих кукол вы придумаете сами».